5 РЯ
5 КЛАСС.
Приветствую Вас, дорогие пятиклассники! Приступаем к работе в дистанционном режиме. Надеюсь на плодотворное сотрудничество и взаимоуважение! Удачи!
07.06.2022
Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.Л. Н. ТолстойДобрый день! Вы поняли, ребята, какова будет тема нашей сегодняшней встречи? Его величество Слово!
Каждый день слово рядом с тобой,И убить, и спасти готово.Так умейте беречь и хранитьЕго величество Слово!Разминка
Отгадайте слово по лексическому значению. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.
Буквы, выстроенные для переклички - ...
Охотница до чужих мехов
Канцелярская острячка
Домашний иллюминатор
Часть лица, которую иногда вешают
Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла
Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто
Растение, на котором гадают
«В гостях у Фразеологии»
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? (
-…придаем чему-то слишком большое значение?
-… испытываем чувство облегчения?
-… заставляем себя забыть кого-то?
-…говорим совершенно откровенно?
-…что-то сильно нас волнует?
-…делаем что-то в порыве раздражения?
-…пытаемся понять чьи-то намерения?
-…делаем что-то с большой неохотой?
Волшебный сундучок
Угадайте предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя.
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться.
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата.
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова.
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.
Лексикографический марафон
А сейчас проверим знатоков словарей русского языка. Перед вами назначение словаря, а вы определите его название.
• Он дает лексическое значение слова
• Он подбирает близкие по значению слова
• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова
• Он содержит информацию об истории возникновения слова
• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях
• Он указывает на правильное произношение слов
• В нем дано правильное написание слов
• Содержит информацию о морфемном составе слова
Знатоки народной мудрости
Подберите русские эквиваленты английским пословицам:
Английские
В Риме делай то, что римляне делают.
В королевстве слепых и одноглазый – король
Орлы не ловят мух
Похвала не пудинг
Русские
Спасибо сыт не будешь
Не суйся в чужой монастырь со своим уставом
На безрыбье и рак рыба
Не царское это дело
Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день?
Конкурс полиглотов
Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Перед вами слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.
*Табу – это:
1.сокращенно табуретка
2.порода медведей
3. запрет
*Лорнет – это:
1.очки
2. кабинет
3. предмет врача ЛОРа
*Ассорти – это:
1. вид цветов
2. смесь
3. шорты
Пусть не все известно вам заранее,
И подчас подъем бывает крут.
Вам всегда во всем помогут знания,
Вам всегда во всем поможет труд.
Разминка
Отгадайте слово по лексическому значению. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.
Буквы, выстроенные для переклички - ...Охотница до чужих мехов
Канцелярская острячка
Домашний иллюминатор
Часть лица, которую иногда вешают
Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла
Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто
Растение, на котором гадают
«В гостях у Фразеологии»
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? (
-…придаем чему-то слишком большое значение?
-… испытываем чувство облегчения?
-… заставляем себя забыть кого-то?
-…говорим совершенно откровенно?
-…что-то сильно нас волнует?
-…делаем что-то в порыве раздражения?
-…пытаемся понять чьи-то намерения?
-…делаем что-то с большой неохотой?
Волшебный сундучок
Угадайте предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя.
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться.
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата.
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова.
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.
Лексикографический марафон
А сейчас проверим знатоков словарей русского языка. Перед вами назначение словаря, а вы определите его название.
• Он дает лексическое значение слова
• Он подбирает близкие по значению слова
• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова
• Он содержит информацию об истории возникновения слова
• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях
• Он указывает на правильное произношение слов
• В нем дано правильное написание слов
• Содержит информацию о морфемном составе слова
Знатоки народной мудрости
Подберите русские эквиваленты английским пословицам:
Английские
В Риме делай то, что римляне делают.
В королевстве слепых и одноглазый – король
Орлы не ловят мух
Похвала не пудинг
Русские
Спасибо сыт не будешь
Не суйся в чужой монастырь со своим уставом
На безрыбье и рак рыба
Не царское это дело
Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день?
Конкурс полиглотов
Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Перед вами слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.
*Табу – это:
1.сокращенно табуретка
2.порода медведей
3. запрет
*Лорнет – это:
1.очки
2. кабинет
3. предмет врача ЛОРа
*Ассорти – это:
1. вид цветов
2. смесь
3. шорты
Пусть не все известно вам заранее,
И подчас подъем бывает крут.
Вам всегда во всем помогут знания,
Вам всегда во всем поможет труд.
************Будьте счастливы! До встречи !***********
Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы должны преодолеть серьёзный грамматический марафон, в ходе которого вы покажите, как вы усвоили учебный материал по русскому языку за 5 класс и умеете использовать полученные знания на практике.
Итак, что вы знаете о марафоне? Каково лексическое
значение этого слова? Обратимся к толковому словарю
Что вы знаете об истории марафонского бега? Как и при каких условиях возникло это словосочетание?
Сегодня у нас необычный марафон. Мы не будем бежать с вами столь длинную дистанцию. Но испытание всё-таки будет суровым. Вперед!
Разминка
1) Сколько букв в
русском алфавите?
2) Автором
«Словаря живого великорусского языка» является…
3) Назовите на какой
вопрос отвечает в предложении подлежащее?
4) Член предложения, который отвечает на вопрос Какой?
5) Раздел науки
о языке, который изучает звуки речи, называется….
6) Минимальная часть слова…
7) Грамматическая основа предложения – это…
8) Как называются
слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?
9) Кто был создателем первого славянского алфавита?
10) В корнях зар-зор в безударном положении пишем
букву…
Остановка «Фонетическая»
2. В
названиях мультфильмов пропущены гласные звуки? Вставьте их.
Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.
Лингвистическая угадайка
Угадайте слово по его
описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
1. «Глаз» автомобиля 2. «Свежезамороженный»
дождь
3. «Слово»
регулировщика 4. Родной или
крестный
5. Шляпка на ножке 6.
Лесной барабанщик
7. Собачья радость 8.
Такса, а не собака
9. Орел, но не птица 10. Не носки и не чулки
Вспомните, какие слова называются синонимами.
******************************************
- Где мы можем узнать о значении незнакомого слова?
Работа в тетради
Игра « Наш толковый словарь».
Определите и запишите слова по данным толкованиям их
лексического значения (запишите только слова в столбик)
1.Площадка для катания на коньках.
2.Кислый напиток из кобыльего молока
3.Служащая на борту самолета.
4.Сильная буря на море.
Работа в тетради
Какие слова в русском языке относятся к одной части речи, но
имеют противоположное значение? Запишите пословицы в тетрадях.
Игра «Допиши пословицу»
*Мир строит, а война … .
*Герой умирает, а слава его … .
*Корень учения горек, а плод его … .
*Не бойся врага умного, а бойся друга ….
*Мягко стелет, да … спать.
Творческая мастерская.
Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях.
Скупой-
Блестеть-
Большой-
Метель-
Волшебная-
Монарх –
Загадки
А теперь отгадайте загадки? Как называются эти слова? Запишите в тетрадь отгаданные слова, поставьте ударения.
1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
2. Я сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.
-
Шуточные вопросы для любознательных (устно)
1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?
2. Какой бор никогда не имеет листвы?
3. Каким ключом нельзя открыть замок?
4. Всякий ли барабан музыкальный инструмент?
5. У каких башмаков не бывает каблуков?
6. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?
Всего хорошего! До новых встреч! Спасибо за работу !
Тема урока: "Повторение. Ударные и безударные гласные"
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы опять должны открыть что-то новое, полезное. С хорошим настроением это делать гораздо легче. Давайте улыбнёмся! У нас всё получится!
Вспомним
Что изучает графика?
Что такое фонетическая транскрипция?
Какие звуки состоят из шума и тона или только из шума ?
Какие звуки состоят только из голоса?
Ударные гласные весёлые, потому что их как слышим, так и пишем, а безударные – грустные, потому что их нельзя писать на слух, можно допустить ошибку.
Действительно, ударным гласным хорошо живётся, их все слышат и правильно пишут. А вот безударным гласным трудно живётся. Некоторые дети так и норовят сделать в них ошибку. Поэтому безударные гласные обижены. А что же делать? Надо писать правильно!
Как писать безударные гласные без ошибок.
А зачем нам нужно правильно писать?
Посмотрите внимательно на эти предложения. Какое слово, куда нужно вставить?
Несёт меня ……за темные ……(лиса, леса)
Я на солнышке ….., и сметанку я ….(лежу, лижу)
В слове лиса пишем и, проверим - лисы. В слове леса пишем е, проверим - лес. Лежу проверим - лёг, А лижу проверим - лижет.
Просмотрите внимательно видеоурок
Запомните
Упражнение 1.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).
ДЗ
Упражнение 2.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался.
2. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).
3. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных.
Всего наилучшего!
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Чем похожи подлежащее и сказуемое?
· Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
· Зачем тире между подлежащим и сказуемым?
Мы помним, что грамматическая основа предложения – это обычно два компонента. Подлежащее и сказуемое. Подлежащее называет то, о чём говорится в предложении. Сказуемое называет то, что мы можем сказать о предмете или явлении. То есть, о подлежащем.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? и что?
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? каков (какой)? Что это такое?
Кажется, что эти члены предложения – полные противоположности друг другу. Но кое-чем они могут быть похожи.
Чем обычно выражается подлежащее? Именем существительным в именительном падеже. И местоимением в именительном падеже.
А чем выражается сказуемое? Обычно глаголом. Но оно может также выражаться прилагательным. И существительным в именительном падеже.
А вот и сходство.

Подлежащее может быть выражено существительным. И сказуемое тоже может быть выражено существительным.
Но самое интересное начинается, когда это происходит в одном предложении. Да, есть такие предложения, в которых и подлежащее, и сказуемое выражаются именем существительным в именительном падеже. Но зачем нам могут понадобиться сразу два существительных?
Обычно при помощи одного существительного мы называем предмет. А с помощью второго объясняем, что это такое. То есть, чем этот предмет является.

Роза – это цветок.
Волк – животное.
Парта – мебель.
Посмотрите на получившиеся предложения. В них и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным, как мы уже и говорили. И ещё в этих предложениях явно чего-то не хватает.
Как мы произносим их? Мы делаем специальную паузу между подлежащим и сказуемым. Чтобы показать: предмет является тем-то и тем-то. Он есть именно то, что мы сказали. На письме эта пауза превращается в тире.
Итак, в предложении подлежащее и сказуемое могут выражаться существительными в форме именительного падежа. В таком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Потренируемся .
Проведём минутку эрудиции! От нас требуется сказать – что это такое. Соединим предметы с их определениями.

Юпитер – это планета. У нас получилось предложение, в котором, конечно, будет тире.
Манго – это фрукт. Между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Сыктывкар – город. У нас получилось предложение с тире между подлежащим и сказуемым.
Махаон – бабочка. Ставим тире между подлежащим и сказуемым.
Енисей – река. Между подлежащим и сказуемым и здесь ставится тире.
Вот такие у нас получились предложения. Кстати, они не кажутся вам чем-то знакомыми? Самая простая формула любого определения выглядит именно так.
Внимательно прослушайте видеоурок
Выпишите предложения, в которых есть тире, объясните знаки препинания, подчеркнув грамматические основы.
Осень пора грибов. На мокрой земле лежат бурые листья. Мчатся по небу серые тучи. Птицы жители леса. Клюква вкусная ягода. Дуб долговечное дерево. В чистом воздухе витают осенние запахи.
Доброе утро, дорогие ученики!
Выполните задания на портале "Мiй клас". Задания
Дата и время завершения : 18.05/ 19:00
Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня на уроке мы откроем еще одну страницу знаний об однородных членах предложения, поговорим об обобщающих словах, выясним, где нужно ставить двоеточие, а где – тире.
На уроке мы

Мы помним основные признаки однородных членов предложения:
- однородные члены относятся к одному слову,
- отвечают на один вопрос
- выполняют одну синтаксическую функцию
- при них могут находиться обобщающие слова.
Однородные члены предложения

Что такое обобщающие слова?
А чтобы лучше понять, что это такое, мы призовем в помощники Самуила Яковлевича Маршака. Того самого детского поэта, который написал известное стихотворение «Багаж».
Нашим помощником станет С.Я. Маршак

В этом стихотворении есть такие строки:
Готово.
Уложен багаж:
Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка
И маленькая собачонка.
Все выделенные слова являются однородными дополнениями. Но что же объединяет эти дополнения? Посмотрите. Диван. Это багаж? Багаж. А чемодан? Тоже багаж. И саквояж – багаж. И всё, что входит в этот список – тоже багаж, даже собачонка.
Слово багаж – тоже дополнение. Но оно не является одним из однородных членов. Это – обобщающее слово.

Идеальные обобщающие слова

1. Белка заготовила на зиму припасы шишки грибы и ягоды.
2. В свои норы попрятались звери белка барсук и колючий ёж.
3. Повсюду лежат облетевшие листья на скамейках на тротуарах на сухой траве.
4.Снег ложился везде на поля на кусты на деревья.
Здравствуйте, ребята! Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?
Мы помним, что однородные члены предложения отвечают на один вопрос. Однородные члены относятся к одному члену предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы часто употребляем однородные члены предложения в устной речи.
Сегодня ко мне в гости придут Дарья, Софья и Илья. В этом предложении – три однородных подлежащих.
Мы подготовимся и встретим гостей! В этом предложении два однородных сказуемых.
Но так же часто мы употребляем однородные члены и в письменной речи. А значит, есть правила пунктуации для однородных членов. Представьте, что вы общаетесь со своим другом. При помощи СМС, социальной сети или электронной почты – неважно.
Он задаёт вопрос: «Кого ты пригласила»? Что мы напишем в ответ? Представим тех, кто приглашён… Самый простой способ – просто перечислить в ответе этих людей.
Я пригласила Дарью Софью Илью.
Но предложение выглядит каким-то странным. Мы произносим однородные члены с интонацией перечисления. Нужно как-то её выразить в предложении. Поэтому мы разделим однородные члены запятыми. Поставим две запятые между однородными членами. А перед однородными членами ничего ставить не будем!
Ну, а если мы колебались – кого пригласить? И решили выбрать из двух человек одного. Здесь нам понадобится союз а.
Я пригласила Дарью, а не Софью.
В прошлом предложении мы поставили между однородными членами запятую. Теперь у нас есть союз. Но запятая остаётся стоять на месте. В такой же примерно ситуации мы можем воспользоваться союзом но. Вот, например, мы решили не приглашать Илью.
Запятые между однородными членами стоят там, где и раньше стояли, ничего не меняется. А если мы хотим показать, что Дарья и Софья придут вместе?
Тогда нам нужен союз и. И он всё меняет.
Я пригласила Дарью и Софью. Здесь мы не просто перечисляем однородные члены. Мы объединяем их при помощи союза и. Поэтому мы не будем ставить запятую между однородными членами.
Так что нужно знать о знаках препинания при однородных членах предложения?
Нарисуем несколько схем.
Если между однородными членами нет никаких союзов, мы поставим запятую.
Если между однородными членами – союз а – то запятая тоже ставится.
То же самое – с союзом но. Мы не смотрим на союз, просто ставим запятую.
Но союз и – исключение. Он объединяет однородные члены. Ему не нужна запятая. Поэтому если союз и стоит между однородными членами, то запятая между ними не ставится.
Сформулируем правило.
Запятая между однородными членами может ставиться…
· если нет союзов,
· если есть союзы а или но.
И запятая может не ставиться, если между однородными членами есть союз И.
Задание №1. Подчеркните однородные как члены предложения и расставьте запятые.
Празднование Нового года в Испании начинается 25 декабря и заканчивается 6 января. Еще в ноябре вся страна начинает готовиться к праздникам. Люди наряжают елки повсюду развешивают гирлянды и украшения. В канун Рождества дети вывешивают за окно разноцветные чулки в ожидании чуда и подарков. 31 декабря принято отмечать не дома а на улице в барах ресторанах на дискотеках. Проходит новогодняя ночь в Испании весело шумно и интересно.
Новогоднее меню включает морепродукты индейку жареного барашка.
С Новым годом в Испании связаны свои обряды и традиции. Под бой часов испанцы едят 12 виноградин и загадывают самое заветное желание. Для них виноград – это символ богатства здоровья и счастья в семье.
Цифровой диктант.
А
теперь - разминка для ума. Найдите предложения с однородными членами.
1. Как
много в слове «мама» добра, нежности, любви!
2. Она
всегда поможет, поймет, простит.
3. Моя
мама добрая, ласковая, отзывчивая.
4. Она
любит меня всем сердцем.
5. Мама
– самое дорогое, что у меня есть.
6. Я
люблю ее за нежность, ласку и терпение.
Пунктуационный практикум
Спишите,
расставляя знаки препинания. Составьте схемы однородных членов.
1.
Белка заготовила на зиму грибы и ягоды.
2. В свои норы попрятались белка барсук
и колючий ёж.
3. Пришла осень выкрасила в желтый цвет рощи и прогнала птиц.
4.
Лежат облетевшие листья на скамейках на тротуарах на сухой траве.
5.
Растворились в темноте рощи сады поля.
6. Снег ложился на поля на
кусты на деревья.
Здравствуйте, ребята! Одинакова ли информация, содержащаяся в предложениях? Чем отличается каждое из предложений?
Брат приехал.
Брат приехал?
Приезжай, пожалуйста, брат.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.
Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
- Что относится к главным членам предложения?
- Расскажите о подлежащем
( Подлежащее – это главный член предложения, отвечает на вопросы кто? что?
Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении)
- Расскажите о сказуемом
(Сказуемое - главный член предложения, который отвечает на вопросы
что делает? что сделает?
Сказуемое называет действие подлежащего).
- Что составляют подлежащее и сказуемое в предложении?
Вы уже знаете, что в предложении есть подлежащее и сказуемое. Но, помимо них, в предложении есть и другие слова. На этом уроке вы узнаете как они называются и для чего нужны.
Запомните правила с помощью стихотворений
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство
На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
1. Выучи стихотворения-правила. Запомни , как подчеркиваются второстепенные членыю
2. Упражнение 1. Запишите текст, распространив предложения второстепенными членами, подчеркните их. Фото упражнения 1 пришлите, пожалуйста, на Вайбер 050-764-72-32. Постарайтесь, чтобы оно было чётким )))
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня нас ждет знакомство со сложными предложениями. Желаю вам удачи и хороших оценок!
Повторим
Внимательно прослушайте видеоурок и запомните, как отделяются части сложного предложения
Упражнение 1. Из данных слов составьте и запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу.
На, улица, весна. Горячий, солнце, приятно, печь. Ласковый, ветерок, приносить, аромат, черёмуха. Пчёлы, спешить, к, душистая, красавица.
Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркните грамматическую основу.
Слоны идут купат..ся они долго плавают в р..ке ни один сухопутный зверь так (не)любит воду слонихи моют своих к..призных д..тей сл..нёнок кричит мамаша втаскивает его в воду она пол..вает ему спину хоботом потом сл..ниха посыпает сына сверху з..млёй и п..ском.
(По И. Акимушкину)
Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам стать исследователями. Согласны?
Сегодня будем исследовать объекты русского языка, а именно раздел науки о языке «Синтаксис».
Работа с учебником
Выпишите в тетрадь со стр. 254 определение понятий "синтаксис" и "пунктуация". Выучите их.
Изучите таблицы. Запомните!
Работа с учебником
Чтение правила : стр. 253
Вказуйте, будь ласка, повне прізвище та ім'я. У Вас одна спроба для тестування !!!
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Упражнение 1. Распредели слова на два столбика:
1 столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно,
2 столбик - глаголы, в которых не пишется слитно.
(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится , (не) любил шумных компаний, враг(не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал.
Упражнение 2. Составь предложения с предложенными глаголами и запомни их написание
1. недомогать,
2. ненавидеть
3. невзлюбить
4. недоумевать.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
Упражнение 1. Запишите предложения, ставя запятые перед союзами а и но. Союзы обведите кружочком
1. Путь был короткий но трудный.
2. Дети ходили в лес за ягодами а не за грибами.
3. Дождь прошел а землю не напоил.
Упражнение 2. Продолжите предложения так, чтобы союзы соединяли слова. Не забудьте о запятых. Союзы обведите кружочком
1. День был весенний но... .
2. В саду хрустнула ветка и... .
3. Я учу не английский язык а... .
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.
1. Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы,
И в этом их главный секрет.
2. В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
- О какой части речи пойдет сегодня разговор?
Игра "Вставь словечко"
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, выполним следующее задание: перед вами стихотворение Самуила Яковлевича Маршака
Рыхлый снег темнеет … марте
Тают льдинки … окне.
Зайчик бегает … парте
И … карте … стене.
- Попробуйте прочитать это стихотворение про себя в том виде, в котором оно представлено.
- Попробуйте прочитать вслух в этом же виде.
- Какую особенность вы увидели?
- Попробуем вставить эти слова. Запишите полученное в тетрадь
- Как называются такие маленькие слова?
Упражнение 1. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги
(В)т(о,а)полиную м(е,и)тель (по)т(е,и)рял д(а,о)рогу шмель. (Про)мелькнул (над)огородом, (в)дом (на)кухню (за)л(е,и)тел и (над)син..й чашкой (с)мёдом по-хозяйски (за)гудел.
Упражнение 2. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги
(За)йти (за)другом, (с)пустись (с)г(а,о)ры, (до)ж(и,ы)ть (до)в(е,и)сны, (за)ле(з,с)ть на(за)бор, (на,о)деть (на)голову, (на)п(е,и)сать (на)д(а,о)ске.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. В свое время известный итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель Леонардо да Винчи сказал: «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Действительно,только знания, добытые самим в ходе работы, могут приносить тебе пользу в дальнейшем, помогут избежать множества ошибок.
- С чего начнем? С повторения !
- Орфографическая минутка
- Запишем словарные слова в тетрадь и запомним их написание.
З Чувствуешь, кристалл, бриллиант, прийти, придешь, вкусно, парикмахер, беречь, ошибка, немножко, истолчешь.
Следует запомнить
- Наречия отвечают на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
- Наречия обозначают признак действия.
- Наречия зависят обычно от глаголов.
- Наречия – неизменяемые слова, они не имеют окончаний.
- В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.
Ребята, вам нужно восстановить пропуски в тексте. Вместо пропусков нужно употребить подходящие по значению наречия, используя слова-помощники.
______ ночью пошел дождь. Он ______ стучал в окна, _____ шумел в густой листве деревьев, _________ журчал в водосточных трубах. _____ он затихал, и ______ слышно было, как крупные дождевые капли ______ и _______падают в бочку, стоявшую под окном. _____ , как бы набравшись сил, дождь ______ начинал лить густыми потоками.
Слова-помощники: поздно, весело, лихо, звонко, иногда, тогда, солидно, деловито, потом, снова.
Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что обозначает будущее время?
· Как образуется будущее время?
· Как изменяются глаголы будущего времени?
Скажите, какие у вас планы на будущее?Ведь часто мы хотя бы примерно, но представляем себе, что случится с нами в будущем.
Например:
– Завтра вечером я пойду в музей. Я буду рассматривать замечательные картины!
– Завтра вечером я останусь дома. Я буду готовиться к контрольной по математике.
Так как нам выразить действия, которые мы собираемся совершить?Мы помним, что глаголы изменяются по временам.Глаголы могут быть прошедшего, настоящего, будущего времени.И именно глаголы будущего времени называют действия, которые ещё произойдут.
Глаголы будущего времени называют действия, которые будут происходить после момента речи.
Иными словами – нам интересно, что будет происходить потом.
Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что обозначает будущее время?
· Как образуется будущее время?
· Как изменяются глаголы будущего времени?
Скажите, какие у вас планы на будущее?Ведь часто мы хотя бы примерно, но представляем себе, что случится с нами в будущем.
Например:
– Завтра вечером я пойду в музей. Я буду рассматривать замечательные картины!
– Завтра вечером я останусь дома. Я буду готовиться к контрольной по математике.
Так как нам выразить действия, которые мы собираемся совершить?Мы помним, что глаголы изменяются по временам.Глаголы могут быть прошедшего, настоящего, будущего времени.И именно глаголы будущего времени называют действия, которые ещё произойдут.
Глаголы будущего времени называют действия, которые будут происходить после момента речи.
Иными словами – нам интересно, что будет происходить потом.
Внимательно прослушай
Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь (-ёшь), -ишь. В отличие от украинского, в русском языке на конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется ь. Он сохраняется и перед суффиксом -ся.
В русском языке | В украинском языке |
ведёшь молчиш задумаешься | ведеш мовчи замислишся |
Работа в тетради
Упражнение 1. От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.
Образец: читать — читаешь.
Нести, идти, выносить, ходить, говорить, шептать, улыбаться, смеяться, гореть.
Упражнение 2. Дополните пословицы и поговорки. Выделите окончания глаголов.
Тише едеш.. — . Что посееш.., . Шила в мешке . Поспешиш.. — .
Упражнение 3. Переведите на русский язык словосочетания. Выделите окончания в глаголах.
Смієшся від душі, бачиш друга, пливеш на човні, дивишся виставу, їдеш в автобусі, швидко одягаєшся.
- Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал?
- Прошедшее время указывает на действие, которое предшествовало моменту речи.
- Прошедшее время глаголов образуется от основы неопределённой формы путём прибавления суффикса -л .
- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.
Внимательно прослушай до 7:20
Работа в тетради
Упражнение 1. Образуйте формы глаголов по образцу. Определите число и род глаголов. Выделите окончания и суффиксы прошедшего времени. Поставьте ударения.
Образец: гнать — гн`ал (м. р., ед. ч.), гнал`а (ж. р., ед. ч.), гн`али (мн. ч.).
Ждать, принять, рвать, понять, звать, занять.
Образец: рояль — Новенький рояль (м. р.) стоял (м. р.) посреди зала.
Мышь. Пальто. Картофель. Шампунь.
Дорогие ребята! Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты...
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята на "двенадцать" знали.
На письме и в разговоре меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания.
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
Ребята, о какой части речи пойдёт речь на уроке? Конечно же, это знакомый незнакомец Глагол. Почему я так сказала? Потому что мы о нем знаем ещё не всё.
Внимательно прослушай
Запомни
Работа в тетради
Упражнение 1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.
Ходьба – ___, скука – ___, жизнь – ___, победа – ___, лечение – _____, жалость – ______, любовь – _____, горе – ____, покупка – ______, молчание – _____.
Упражнение 2. Запишите словосочетания в две колонки: 1) с глаголами, употреблёнными в прямом смысле, 2) в переносном.
Развесить бельё, развесить уши; расшатать здоровье, расшатать гвоздь; поднять пыль, поднять тревогу; лететь стрелой, лететь в самолёте; войти в доверие, войти в дом.
Упражнение 3. Переведите с украинского языка на русский. Выделите суффикс неопределённой формы глагола. Сравните формы в обоих языках.
Терти, клеїти, бити, купити, стати, їздити, тремтіти, червоніти, думати, залишати, стрибати, малювати.
Внимательно прослушай до 2:28
Внимательно прослушай до 3:04
Работа в тетради
Упражнение 1. Выпишите притяжательные местоимения.
Я прошу тебя передать Серёже мой привет.
Серёжа просит тебя прислать твою фотографию.
Мы аккуратно поливаем наши грядки.
Я оставил у Вити свой карандаш.
Он очень бережёт своё здоровье.
Упражнение 2. Выпишите указательные местоимения.
В этом доме живут мои друзья.
Эта книга мне очень нравится.
В этом кафе очень уютно.
В тот лес мы обязательно сходим.
Это та тетрадь, которую я искал.
Это то письмо, которое я ждал.
Упражнение 3. Запишите предложения, ставя местоимения в нужном падеже.
Творческое списывание.
Дед провожает (я) до опушки. И кажется (я), что синему лесу нет конца. Я иду по саду и смотрю на яблоки, висящие надо (я). Рано поутру (мы) спускаемся к озеру. На озере уплывают от (мы) два лебедя. Уже поздно, (мы) пора уходить домой. ( Фото творческого списывания отправьте, пожалуйста, на мой Вайбер : 050-764-72-32. Подпишите ФАМИЛИЮ)
https://www.youtube.com/watch?v=ZwkbblbAQ00
Работа в тетради
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
ДЗ
Упр № 222, на стр. 200
Вказуйте, будь ласка, повне прізвище та ім'я. У Вас одна спроба для тестування !!!
ДЗ. Составить 5 предложений с обращениями, используя для обращений следующие слова: 1) дорогой друг, 2) красавица зима, 3) уважаемый Александр Викторович, 4)мои любимые подруги, 5) солнце.
Добрый день, дорогие пятиклассники. Прочитайте сказку «Скромные просители».
Сказка «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Запомни!!! Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
Работа в тетради
Задание 1. Просклоняйте имена прилагательные вместе с существительным, к которому оно относится. Выделить окончание им. прил.
На нов..м красив..м платье, о светл..м праздничн..м наряде, с умн..м делов..м человеком, над широк..м жёлт..м полем, красн..-махров.. гвоздику, бел.. скром.. астру, у серьёзн.. аккуратн.. девочки, от ал.. душист.. розы..
Образец: солнце — солнечнее утро — солнечным утром, о солнечном утре.
Радость, интерес, ненастье, власть.
До скорой встречи!!!!
Подключиться к конференции Zoom
https://us05web.zoom.us/j/82150963505?pwd=dWZKTjRGL0JNd3V5dEh1dUhWZHhBdz09
Идентификатор конференции: 821 5096 3505
Код доступа: 1111
ДЗ
Упр № 215, на стр. 193
Будьте счастливы!!!!
Ребята! В
русском языке, как и в украинском, в предложениях используются обращения (укр.
яз. звертання). О них и пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Обращение
– это слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с
речью. Обращение чаще всего выражается существительным в именительном падеже.
Всем нам при обращении
Поможет обращение!
К людям, звёздам, птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай-
Запятыми выделяй.
Внимательно прослушайте и дайте ответы на вопросы:Что называется обращением?Какими знаками препинания выделяется обращение?
Выучи
Работа в тетради
Разбуди эту землю весна.
Куда ты ручеёк течёшь?
Но ведь тебе мышка всюду ходить нельзя.
Главное ребята сердцем не стареть.
Добро пожаловать скворцы
Задание 2. Найдите в предложениях существительные в именительном падеже. Перестройте предложения так, чтобы эти существительные стали обращениями. Объясните постановку знаков препинания.
Снежинки танцуют в воздухе.
Февральский мороз нарисовал на стеклах замысловатые узоры.
Тихо на землю ложится снег.
ДЗ Выполните задания на портале "Мiй клас" Задания
Дата и время завершения : 07.02/ 18:00
Будьте здоровы!!!
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи?Лица, занимающиеся каким-либо научным исследованием.А мы будем исследовать часть речи – имя существительное. Наука, которая изучает части речи называется морфологией. Значит, мы будем сейчас исследователями морфологии. Итак, исследователи морфологии, вперёд!
Работа в тетради
Задание 1. Выпишите из пословиц формы слова «дело» с вопросами, выделите окончания
- У него дело из рук валится.
- Без дела жить- только небо коптить.
- Делу время, потехе час.
- За правое дело стой смело.
- За делом и день пролетит незаметно.
- Ему о деле, а он: приходи на неделе.
Сколько вопросов поставлено к формам слова «дело»?
Запомни: изменение имён
существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
Работа в тетради
Задание 2. Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.
Образец: идти по алле ( 1 скл., Д.п.)
Вдоль дорог…,
запах полын…,
быть на лекци…,
по тропинк… к станци…,
из поездк… по Америк…,
книга по истори…,
спустился на парашют…,
в огромном здани… .
Работа с учебником
Стр 179 - правило изучить
ДЗ
Упр № 201, на стр. 179-181, выразительное чтение текста вслух , письменно IV задание. Выучить падежи ☝☝☝
Будьте счастливы!!!!
Добый день, ребята! Отгдайте загадку :
Всё что существует, оно обозначает,
на вопросы кто? и что? верно отвечает!
А чтоб не обижался весь честной народ,
оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различных сразу целых шесть
С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вспомним значение имени существительного, выучим его морфологические признаки - род и число.
Запомните
Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя существительное очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что? отвечать оно должно.
Как определить род имени существительного?
Женский род запомню я
И скажу: она, моя.
Я запомню род мужской
И скажу: он, мой.
Средний род: оно, мое –
Это правило твое.
Особую группу образуют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского и женского рода: сирота, плакса, грязнуля, выскочка, молодчина.
Сравните: Наш Серёжа – жадина. Наша Аня – жадина.
Изучите
Задание 1. Образуйте пары, запишите по образцу.
Муж – жена петух –
козёл – слон -
заяц – бык -
волк – гусь –
ёж – селезень -
боров - баран -
Задание 2. Образуйте, если возможно, к словам I группы формы множественного числа, а ко II группе - единственное числе .
I группа II группа
Окно- Соловьи -
Зло - Стулья -
Игрушка
- Банки -
Лень
- Ножницы -
Книга - Брюки –
ДЗ Выполните задания на портале "Мiй клас" Задания
Дата и время завершения : 31.01/ 18:00
Будьте счастливы!!!
Добрый день, дорогие пятиклассники! Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Прочитайте, пожалуйста стихотворение Высотской О. «Веселая грамматика», попробуйте догадаться, о чем идет речь.
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
А потом у тёплой печи
ИЗУЧАЕМ … (????)
Ответим на вопросы
1 Какие части речи были перечислены?
2.В какую группу входят перечисленные части речи?
3.Какие части речи не входят в эту группу? Как они называются?
Изучите таблицу
Работа в тетради
Задание 1. Распределите данные слова в таблице.
Крым, беги, полуостров, земля, добрая, знай, лес, родник, ранняя, смейтесь, музыка, радость.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Задание 2. Тестирование
1. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый;
б) бегать, играть;
в) солнце, свет.
2. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый;
б) бегать, играть;
в) солнце, свет.
3. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый;
б) бегать, играть;
в) солнце, свет.
4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый;
б) бегать, но, из;
в) я, для, вчера.
5. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво;
б) и, не, да;
в) дверь, звезда, думать.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
Ответ: | |||||
Задание 3. Из отдельных слов составить предложение, изменяя, если нужно, окончания.
Конец, чудесной, пришел, встреча.
Мы, части, речь, запомним, все.
Нам, все, знать, правило, помогут.
Всём, обо, смогут, поведать.
Работа с учебником
Упражнение 194,195, стр 172 -173 - задание выполнить устно, выразительное чтение стихотворения
ДЗ
Упр № 196, на стр. 173-174 , выучить таблицу-правило ☝☝☝
До скорой встречи!!!!
Добрый день, дорогие ребята! Верю, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!”
Давайте ответим на вопросы!
Повторение
1) Что изучается в фонетике?
2) Что изучается в графике?
3) Сколько в русском языке букв?
4) Сколько в русском языке звуков?
5) На какие 2 группы делятся звуки?
6) Какими бывают гласные?
7) Какими бывают согласные?
8) Чем отличаются буквы и звуки?
9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?
Внимательно прослушай видеоурок
Изучи и запомни
Работа в тетради
Задание 1. Запишите слова. Запомните их произношение.Чем отличается их написание и произношение в украинском языке?
Подпись, роспись, звукопись, рукопись, живопись, летопись, скоропись, тайнопись.
Задание 2. Ребята, в 1-й столбик выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые; во 2 столбик – все согласные звуки мягкие.
Лебедь, корова, молоко, племя, работа, неделя, серьги, лыжи, меч, щавель, жираф, фартук.
Ребята, а какое слово не выписали? Почему?
Задание 3 "Поиграем". А сейчас поработаем волшебниками и займёмся превращением слов. Запишите слово наоборот, используя его звуки.
Превратите лён в цифру...
Лей - в дерево...
Ток - в домашнее животное ...
Шёл - в неправду ...
Лоб в название покрытия ...
ДЗ Выполните задания на портале "Мiй клас" Задания
Дата и время завершения : 25.11/ 19:00
Удачи !
Здравствуйте, ребята! Одинакова ли информация, содержащаяся в предложениях? Чем отличается каждое из предложений?
Брат приехал.
Брат приехал?
Приезжай, пожалуйста, брат.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.
Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
- Что относится к главным членам предложения?
- Расскажите о подлежащем
( Подлежащее – это главный член предложения, отвечает на вопросы кто? что?
Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении)
- Расскажите о сказуемом
(Сказуемое - главный член предложения, который отвечает на вопросы
что делает? что сделает?
Сказуемое называет действие подлежащего).
- Что составляют подлежащее и сказуемое в предложении?
Вы уже знаете, что в предложении есть подлежащее и сказуемое. Но, помимо них, в предложении есть и другие слова. На этом уроке вы узнаете как они называются и для чего нужны.
Запомните правила с помощью стихотворений
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство
На вопросы: Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
Обстоятельство ответ
Даст тебе всегда.
Семь вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
Упражнение 1. Запишите текст, распространив предложения второстепенными членами, подчеркните их
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня нас ждет знакомство со сложными предложениями. Желаю вам удачи и хороших оценок!
Повторим
Внимательно прослушайте видеоурок и запомните, как отделяются части сложного предложения
Упражнение 1. Из данных слов составьте и запишите предложения. Подчеркните грамматическую основу.
На, улица, весна. Горячий, солнце, приятно, печь. Ласковый, ветерок, приносить, аромат, черёмуха. Пчёлы, спешить, к, душистая, красавица.
Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и определяя границы предложений. Подчеркните грамматическую основу.
Слоны идут купат..ся они долго плавают в р..ке ни один сухопутный зверь так (не)любит воду слонихи моют своих к..призных д..тей сл..нёнок кричит мамаша втаскивает его в воду она пол..вает ему спину хоботом потом сл..ниха посыпает сына сверху з..млёй и п..ском.
(По И. Акимушкину)
Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам стать исследователями. Согласны?
Сегодня будем исследовать объекты русского языка, а именно раздел науки о языке «Синтаксис».
Работа с учебником
Выпишите в тетрадь со стр. 254 определение понятий "синтаксис" и "пунктуация". Выучите их.
Изучите таблицы. Запомните!
Работа с учебником
Чтение правила : стр. 253
=======================================
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Упражнение 1. Распредели слова на два столбика:
1 столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно,
2 столбик - глаголы, в которых не пишется слитно.
(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится , (не) любил шумных компаний, враг(не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал.
Упражнение 2. Составь предложения с предложенными глаголами и запомни их написание
1. недомогать,
2. ненавидеть
3. невзлюбить
4. недоумевать.
Хороших выходных!
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
Упражнение 1. Запишите предложения, ставя запятые перед союзами а и но. Союзы обведите кружочком
Путь был короткий но трудный.
Дети ходили в лес за ягодами а не за грибами.
Дождь прошел а землю не напоил.
Упражнение 2. Продолжите предложения так, чтобы союзы соединяли слова. Не забудьте о запятых. Союзы обведите кружочком
День был весенний но... .
В саду хрустнула ветка и... .
Я учу не английский язык а... .
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.
1. Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы,
И в этом их главный секрет.
2. В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
- О каких частях речи пойдет сегодня разговор?
- Но зачем же предлог нужен?
Игра "Вставь словечко"
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, выполним следующее задание: перед вами стихотворение Самуила Яковлевича Маршака
Рыхлый снег темнеет … марте
Тают льдинки … окне.
Зайчик бегает … парте
И … карте … стене.
- Попробуйте прочитать это стихотворение про себя в том виде, в котором оно представлено.
- Попробуйте прочитать вслух в этом же виде.
- Какую особенность вы увидели?
- Попробуем вставить эти слова. Запишите полученное в тетрадь
- Как называются такие маленькие слова?
Упражнение 1. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги
(В)т(о,а)полиную м(е,и)тель (по)т(е,и)рял д(а,о)рогу шмель. (Про)мелькнул (над)огородом, (в)дом (на)кухню (за)л(е,и)тел и (над)син..й чашкой (с)мёдом по-хозяйски (за)гудел.
Упражнение 2. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги
(За)йти (за)другом, (с)пустись (с)г(а,о)ры, (до)ж(и,ы)ть (до)в(е,и)сны, (за)ле(з,с)ть на(за)бор, (на,о)деть (на)голову, (на)п(е,и)сать (на)д(а,о)ске.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. В свое время известный итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель Леонардо да Винчи сказал: «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Действительно,только знания, добытые самим в ходе работы, могут приносить тебе пользу в дальнейшем, помогут избежать множества ошибок.
- С чего начнем? С повторения !
- Орфографическая минутка
- Запишем словарные слова в тетрадь и запомним их написание.
З Чувствуешь, кристалл, бриллиант, прийти, придешь, вкусно, парикмахер, беречь, ошибка, немножко, истолчешь.
Следует запомнить
- Наречия отвечают на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
- Наречия обозначают признак действия.
- Наречия зависят обычно от глаголов.
- Наречия – неизменяемые слова, они не имеют окончаний.
- В предложении наречия чаще бывают обстоятельствами.
Ребята, вам нужно восстановить пропуски в тексте. Вместо пропусков нужно употребить подходящие по значению наречия, используя слова-помощники.
______ ночью пошел дождь. Он ______ стучал в окна, _____ шумел в густой листве деревьев, _________ журчал в водосточных трубах. _____ он затихал, и ______ слышно было, как крупные дождевые капли ______ и _______падают в бочку, стоявшую под окном. _____ , как бы набравшись сил, дождь ______ начинал лить густыми потоками.
Слова-помощники: поздно, весело, лихо, звонко, иногда, тогда, солидно, деловито, потом, снова.
Добрый день, дорогие пятиклассники! Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Прочитайте, пожалуйста стихотворение Высотской О. «Веселая грамматика», попробуйте догадаться, о чем идет речь.
Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
А потом у тёплой печи
ИЗУЧАЕМ … (????)
Ответим на вопросы
1 Какие части речи были перечислены?
2.В какую группу входят перечисленные части речи?
3.Какие части речи не входят в эту группу? Как они называются?
Изучите таблицу
Работа в тетради
Задание 1. Распределите данные слова в таблице.
Крым, беги, полуостров, земля, добрая, знай, лес, родник, ранняя, смейтесь, музыка, радость.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Задание 2. Тестирование
1. Из данных слов выберите имена существительные:
а) светлый, добрый;
б) бегать, играть;
в) солнце, свет.
2. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый;
б) бегать, играть;
в) солнце, свет.
3. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый;
б) бегать, играть;
в) солнце, свет.
4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый;
б) бегать, но, из;
в) я, для, вчера.
5. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво;
б) и, не, да;
в) дверь, звезда, думать.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
Ответ: | |||||
Задание 3. Из отдельных слов составить предложение, изменяя, если нужно, окончания.
Конец, чудесной, пришел, встреча.
Мы, части, речь, запомним, все.
Нам, все, знать, правило, помогут.
Всём, обо, смогут, поведать.
Работа с учебником
Упражнение 194,195, стр 172 -173 - задание выполнить устно, выразительное чтение стихотворения
ДЗ
Упр № 196, на стр. 173-174 , выучить таблицу-правило ☝☝☝
До скорой встречи!!!!
Добрый день, ребята! Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”.
Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут нам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания . Вы должны быть внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты! Чьи же секреты мы сегодня будем собирать? Давайте разгадаем ребус. Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.
ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ
Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове.
Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии. В этом нам поможет
Игра «Продолжи предложение»
- Морфемика – это ...
- Морфема – это ...
- Слова состоят из следующих морфем: ...
- Окончание - это ...
-Основа – это...
Багаж знаний у нас, надеюсь 😏😏, неплохой, пора отправляться в путь. Страна Морфемика с радостью открывает двери перед нами!
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
-Что за чудо-сад?
-Что общего в словах вы заметили?
-Как называется эта часть?
-Как называются слова в этом саду?
Давайте попробуем и
мы вырастить новые слова из корня.
Работа в тетради
1. Образуйте от предложенных корней родственные (однокоренные) слова
1) лес -
2) боль -
Чтение сказки “Чужак”
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
– Найдите родственников Воды.
– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?
– Почему гости не сразу приметили чужака?
Правильно, потому что в этих словах одинаковый корень –ВОД-. Но смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель – от, кто водит машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.
- Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников?
Работа в тетради
2. Подбери однокоренные слова к слову водитель.
Запомни
Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные: между ними должна быть ещё связь по смыслу
Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.
Работа в тетради
3. Прочитайте скороговорку и найдите однокоренные слова. Запиши педложение и выдели в родственных словах корень
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Запомни
Что же надо сделать, чтобы правильно выделить корень слова?
Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
Игра «Третье лишнее»
Работа в тетради
4. Найди лишнее слово по значению. Запиши только однокоренные слова.
Гора, горный, горю.
Нос, выносить, носовой
Косичка, косить, покос.
Соль, солонка, солнце
Лес, лестница, лесник.
Мир, замирать, мирный
Больной, больница, большой.
Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты. Проверка эта будет проходить с помощью домашнего задания.
ДЗ
5 - А Упр № 19, на стр. 169 выучить правило - для учащихся 5-А класса
5 - Б Выполните задания на портале "Мiй клас" Задания
Дата и время завершения : 21.01/ 19:00
Всего хорошего!
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Ребята! Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала».
«Строительные блоки» для слов называются морфемами.
Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.
Изучаются они в разделе «Морфемика».
Каждая морфема в слове имеет свое значение.
👫
Если знаешь
части слова,
То напишешь
их толково.
Помни при
разборе слова
Окончанье и
основу
Первым
делом находи.
Окончание - значимая
часть слова, которая образует формы слова. Окончание может указать на часть
речи.
Окончание слова
определяется с помощью изменения формы слова.
Основа – это часть слова без окончания. В основе слова может быть одна морфема (корень), но может быть и больше.
Работа в тетради
1. Запишите и выделите окончания в словах.
Зима, зимний, снежинка,
заморозит.
2. Запишите и выделите основы слов
Перемена, пришкольный, звонок, учительница.
👫
Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл.
Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
Работа в тетради
Игра “Третий лишний”
3. Подумайте, все ли слова родственные? Почему? Выдели корни в словах и подчеркни "лишнее" слово.
1. Лес, лестница, лесничий.
2. Честный, чесночный, чеснок.
3. Левый, лев, налево.
👫
Суффикс - суффикс
значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых
слов. Чтобы правильно выделить суффикс надо подобрать ряд родственных слов.
Работа в тетради
4. Запишите и выделите суффиксыя в словах.
Гармонист, летчик, ежик, домишко.
👫
Префикс ( приставкас ) - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы выделить приставку, нужно подобрать ряд однокоренных слов и с помощью сравнения выделить данную часть слова.
Работа в тетради
5. Запишите и выделите префиксы в словах.
Убежал, записать, распрекрасный, подберезовик.
Работа с учебником
Упражнение 182, стр 165 - задание выполнить устно
Ребята, закончить наш урок я хотела бы стихотворением С. Острового «Первородство».
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Береги меня!
Это значит:
-Берегами меня окружи!
У слова есть корни, И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!-
Это значит:
-Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
ДЗ
Упр. 185 ( І , ІІ) стр. 166-167
Будьте здоровы!
- Где мы можем узнать о значении незнакомого слова?
Работа в тетради
Игра « Наш толковый словарь».
Определите и запишите слова по данным толкованиям их
лексического значения (запишите только слова в столбик)
1.Площадка для катания на коньках.
2.Кислый напиток из кобыльего молока
3.Служащая на борту самолета.
4.Сильная буря на море.
Работа в тетради
Какие слова в русском языке относятся к одной части речи, но
имеют противоположное значение? Запишите пословицы в тетрадях.
Игра «Допиши пословицу»
*Мир строит, а война … .
*Герой умирает, а слава его … .
*Корень учения горек, а плод его … .
*Не бойся врага умного, а бойся друга ….
*Мягко стелет, да … спать.
Творческая мастерская.
Подберите к словам синонимы. Запишите их в тетрадях.
Скупой-
Блестеть-
Большой-
Метель-
Волшебная-
Монарх –
Загадки
А теперь отгадайте загадки? Как называются эти слова? Запишите в тетрадь отгаданные слова, поставьте ударения.
1. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
2. Я сборник карт, от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.
-
Шуточные вопросы для любознательных (устно)
1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?
2. Какой бор никогда не имеет листвы?
3. Каким ключом нельзя открыть замок?
4. Всякий ли барабан музыкальный инструмент?
5. У каких башмаков не бывает каблуков?
6. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?
Работа с учебником
Повторите правла на стр. 130, 133.
Выразительное чтение - упр 140.
ДЗ
5 - А Упр № 148, 153 для учащихся 5-А класса
5 - Б Выполните задания на портале "Мiй клас" Задания
Дата и время завершения : 14.01/ 19:00
Всего хорошего!
Добрый день, дорогие ребята! Верю, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!”
Давайте ответим на вопросы!
Повторение
1) Что изучается в фонетике?
2) Что изучается в графике?
3) Сколько в русском языке букв?
4) Сколько в русском языке звуков?
5) На какие 2 группы делятся звуки?
6) Какими бывают гласные?
7) Какими бывают согласные?
8) Чем отличаются буквы и звуки?
9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?
Внимательно прослушай видеоурок
Изучи и запомни
Работа в тетради
Задание 1
Запишите слова. Запомните их произношение .
Подпись, роспись, звукопись, рукопись, живопись, летопись, скоропись, тайнопись.
Чем отличается их написание и произношение в украинском языке?
Задание 2
Ребята, перед вами слова. в 1-й столбик выпишите слова, в которых все согласные звуки твёрдые; во 2 столбик – все согласные звуки мягкие.
Лебедь, корова, молоко, племя, работа, неделя, серьги, лыжи, меч, щавель, жираф, фартук.
Ребята, а какое слово не выписали? Почему?
Задание 3
А сейчас поработаем волшебниками и займёмся превращением слов.
Запишите слово наоборот, используя его звуки.
Превратите лён в цифру...
Лей - в дерево...
Ток - в домашнее животное ...
Шёл - в неправду ...
Лоб в название покрытия ...
ДЗ 5 - А Упр № 75 ( I, II) для учащихся 5-а класса
5 - Б Выполните задания на портале "Мiй клас" Задания
Дата и время завершения : 17.11/ 18:00
Удачи !
Раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи - … .
Все буквы языка составляют его … .
III уровень. (4 б)
Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, другие формы слова, в которых этот гласный находится в сильной позиции – под ударением.
Л..нейка из дерева - … ; прим..рять платье - …;
посв..тить фонариком - …; н..чной воздух - …;
х..лмистая местность - …; уд..вительный рассказ - …;
оранжевые з..нты -..; х..дить босиком - … .
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Тема урока: "Ударные и безударные гласные"
Сегодня на уроке мы опять должны открыть что-то новое, полезное. С хорошим настроением это делать гораздо легче. Давайте улыбнёмся! У нас всё получится!
Вспомним
Что изучает графика?
Что такое фонетическая транскрипция?
Какие звуки состоят из шума и тона или только из шума ?
Какие звуки состоят только из голоса?
Ударные гласные весёлые, потому что их как слышим, так и пишем, а безударные – грустные, потому что их нельзя писать на слух, можно допустить ошибку.
Действительно, ударным гласным хорошо живётся, их все слышат и правильно пишут. А вот безударным гласным трудно живётся. Некоторые дети так и норовят сделать в них ошибку. Поэтому безударные гласные обижены. А что же делать? Надо писать правильно!
Как писать безударные гласные без ошибок.
А зачем нам нужно правильно писать?
Посмотрите внимательно на эти предложения. Какое слово, куда нужно вставить?
Несёт меня ……за темные ……(лиса, леса)
Я на солнышке ….., и сметанку я ….(лежу, лижу)
В слове лиса пишем и, проверим - лисы. В слове леса пишем е, проверим - лес. Лежу проверим - лёг, А лижу проверим - лижет.
Просмотрите внимательно видеоурок
Запомните
Упражнение 1.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).
Упражнение 2.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался.
2. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).
3. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных.
Всего наилучшего! Не болейте!






































Доброе утро..вам отправлять написанные упражнения на почту?
ОтветитьУдалить